Важные даты

Важные даты

октябрь 2017

Начало приема работ

декабрь 2017

Окончание приема работ

январь 2018

Объявление «Длинного списка»

апрель 2018

Объявление «Короткого списка»

июнь 2018

Объявление лауреата премии

Длинный список Короткий список Лауреаты

Новости

18.05.2018

Объявлен «короткий список» Литературной премии имени Александра Пятигорского пятого сезона

17 мая состоялось заседание жюри, на котором были определены пять (это максимально возможное количество в соответствии с положением о Премии) произведений «короткого списка»:

  • «Силы ложного. Опыты неполитической демократии» Олега Аронсона,
  • «О священном безумии. Христианство в современном мире: философские эссе» Татьяны Горичевой,
  • «Теория литературы: проблемы и результаты» Сергея Зенкина,
  • «"Метео-чертик. Труды и дни. 1941." Рукописная книга-дневник, созданная в Карлаге и история жизни ее автора Ольги Раницкой – Ольги Раницкой / Зои Ерошок,
  • «Памяти памяти» Марии Степановой.

Ксения Голубович, председатель жюри, о текущем сезоне Премии и выборе жюри:

«Начиная с января 2018 года мы проводили открытые и публичные заседания кафедры Премии, где подробно обсуждали каждую из книг длинного списка. Записи этих обсуждений доступны на сайте. Обсуждения идут в принципиально позитивном ключе, мы собираемся не для того, чтобы критиковать книгу, а чтобы выявить ее энергию, ту ее философическую возможность, которая даст нашему мышлению еще один ресурс. И в этом году, на мой взгляд, важнейшей темой, прозвучавшей среди попавших в длинный список книг, властвовала тема мысли, которая позволит нам мыслить коллективное прошлое так, чтобы менялось наше настоящее. Чтобы обретать вид братства и памяти в здесь и сейчас. Мы словно хотим прорваться, вступить в контакт – не физический, а скорее мыслительный с чем-то в Прошлом, что позволит нам обрести новое наследство в будущем, продумать ту подчас странную и необычную мысль, которая способна удержать с нами и наших мертвых и наших живых. Словно бы проходя сквозь боль и травму как смертельный порог «невозможности мыслить», мы пытаемся найти новый параметр мысли, который позволит нам жить. В некотором смысле каждая из этих книг обладает еще свойствами руководства или учебника, она учит тому, о чем говорит. И именно это удивительным образом объединяет для меня все пять книг, которые – столь разные по жанру и стилю – вышли в итоге в короткий список.

Олег Аронсон – резко старающийся подвинуть всю нашу привычную оптику, чтобы мы увидели то, что остается от нас скрытым, и что если мы научимся его хотя бы замечать, хотя бы видеть, даст нам совершенно другие силы "Слабые силы", как он это называет, анархические и одновременно архаичные силы, неподвластные ни политике, ни государству (ибо они "до" политики и "до" государства, "до" этноса и нации), для прохождения сквозь собственное время.

Татьяна Горичева с ее работой иной мысли в свете христианства, которая опять же сдвигает каждую привычную рамку нашего мышления и меняет параметры каждого нашего суждения в свете ресурса события Откровения. Каждое эссе – одна рамка, одна мысль, один сдвиг, один яркий и точный довод, удар, который предлагает думать по-новому, учит быть слегка безумным именно потому что мыслишь. И в этом сдвиге видеть совсем иной мир, в котором и прокладывается путь человека. Ее удивительное мышление "другого" включает в свою сферу даже иное мышление «животного», тема, о которой мы вообще еще мало умеем думать и говорить.

«Теория литературы» Сергея Зенкина, написанная для тех, кто научился уже думать о литературе профессионально и теперь должен будет отказаться от всех выученных понятий. При этом сами понятия эти – давно со школы являются координатами нашего мышления, того, как вообще мы мыслим мир, героя, человека, рассказ о событиях. В случае Сергея Зенкина высокое литературоведение – это по сути изменение нашего мышления в его корне.

Метео-чертик – гениальная безавторская книга-история, которая разыгрывается буквально на наших глазах между нашим прошлым и нашим актуальным настоящим, среди многих стран, со многими выжившими свидетелями и с уже умершими участниками. Нас пробирает дрожь узнавания, когда мы, нынешние, выбираем извлекать из забвения и идти по пути мыслительной, эстетической, этической встречи с теми, кто умер, чтобы здесь в настоящем связать себя в свободном союзе. И получить возможность продумывать вместе новые параметры нашего существования.

«Памяти памяти» Марии Степановой – это литературная конструкция, мета-эссе о жизни памяти и смерти, созданное с единой целью – прикоснуться к тем, кто не перешел порога времени, и порога Большой катастрофы двадцатого века, осмыслить свой поколенческий опыт как опыт поколения пост-травматического, поколения «внуков», балансирующий между огромностью травматичного прошлого и тонкой полоской собственного бытия во времени. Степанова работает на грани сред – между биографией, современной арт-критикой, философскими эссе, и анализом фотографий в духе Роллана Барта. Отважно вступая на новую для себя территорию, она использует все в своих в поисках утраченного и осмысления той собственной «мысли» своей памяти о памяти, которая на деле творит ее саму, создает то, кем она сама же является.»

 


В мае-июне планируется серия встреч с авторами произведений, вошедших в короткий список пятого сезона. Лауреат Премии будет определен в июле.

Литературная премия имени Александра Пятигорского учреждена Фондом Александра Пятигорского с целью поддержки интереса к философствованию за пределами профессионального философского сообщества.


Все записи

© 2013 Литературная Премия имени Александра Пятигорского
При поддержке студии Олега Потапова