Важные даты

Важные даты

октябрь 2015

Начало приема работ

февраль 2016

Окончание приема работ

Объявление «Длинного списка»

май 2016

Объявление «Короткого списка»

июнь 2016

Объявление лауреата премии

Длинный список Короткий список Лауреаты

 

 

«Длинный список» номинантов третьего сезона Литературной Премии имени Александра Пятигорского

 

Длинный список третьего сезона Премии (2015-2016).

В этом сезоне организаторы премии обратились к номинаторам с просьбой обосновать их выбор. Номинации приведены с комментариями к выдвинутым сочинениям.

Номинант Номинатор Обоснование номинации
Борис Парамонов, философ, культуролог, эссеист, поэт. Книга "Мои русские" (СПб.: Петрополис, 2012) Генис Александр Парамонов автор многих  известных книг  - «Снисхождение Орфея», «Конец стиля», «След». Но эта - итоговая работа, которая собрала воедино все мысли автора о специфически русских персонажах культуры и истории. В книге больше 120 лиц, точнее — профилей, ибо биографический жанр в исполнении Парамонова приобретает медальный облик. Каждый вырезан так, что не забыть, не спутать. Парад индивидуальностей объединяет название. «Мои русские» надо понимать как «Мой Пушкин» Цветаевой. Книга получилась интимным обзором персонажей отечественной культуры, «русскость» которой автор смакуют и утрирует. И это приоткрывает сокровенный смысл парамоновского опуса: приобщить читателей к чисто русскому уму и характеру.
Игорь Голомшток, историк мирового искусства. Книга "Занятие для старого городового. Мемуары пессимиста". (М.: АСТ, 2015). Гусейнов Гасан Близкий друг и в большой степени соратник Пятигорского, И.Г. написал книгу мемуаров, которая в значительной степени является развернутым откликом на "Философию одного переулка".
Так получилось, что внимательное изучение обеих этих книг входило в мои почти служебные обязанности. О книге А.М.П. довелось провести несколько семинаров со студентами. Мемуарную книгу И.Н.Г. я самолично "принес" в журнал "Знамя" несколько лет назад на правах первого читателя-толкача. Толкач, как вы все догадываетесь, не понадобился: журнал схватил их сразу, а потом завертелось и с изданием в хорошем месте.
Но главное, опять-таки, не в этом. Книга эта отнюдь не только мемуарная. Это глубокое философское исследование об этосе человека как раз того мира, в котором Пятигорский и Голомшток были и остались абсолютно своими и который предохранял их от другого мира, отравлявшего и отравившего большинство других. То, что Пятигорский выстроил Востоком и философским складом ума, Голомшток сложил из чуть-чуть другого материала. Видимой философии здесь нет, но есть практика духовного сопротивления, подчинившая профессиональные интересы и так называемые личные амбиции. Едва ли не на каждой странице книги присутствует атмосфера хасидской притчи. Характеристики людей и ситуаций даны из такой перспективы, которую будут изучать в университетах. Говорю это не на правах личного знакомца и самозванца-толкача, а только потому, что книга эта действительно особенная, всеми потрохами отвечающая тому, что жюри конкурса, мне кажется, искало не один год.
Владимир Малявин, китаевед, доктор исторических наук.  Книга "Евразия и всемирность. Новый взгляд на природу Евразии" (М.: Рипол-Классик, 2015). Девятинин Павел Книга В.В.Малявина приглашает к путешествию в Евразию, где чтимы повседневность и высокие образцы творчества, телесный опыт и символика, география и пространствопонимание. По мере движения через текст появляется ощущение дыхания на просторе и ощущение целостности обозреваемого/необозримого региона.
Нам открывается возможность побывать в Евразии и, в то же время, посмотреть на весь мир евразийским взглядом. Автор предлагает оптику, применимую в антропологии, регионалистике, государственном и корпоративном управлении. Для самых разных исследователей и деятелей данная книга может стать очерком стратегического мироощущения и, в то же время – текстом самоизменения.
Виктор Молчанов, доктор философии. Книга "Феномен пространства и происхождение времени". (М: Академический проект, Серия: Философские технологии, 2015). Елашкина Анна Тезис автора: «Человеческий мир и его история есть не что иное, как трансформация и перераспределение различного типа пространств».  Огромная заслуга автора (известного российского феноменолога) в том, что он предъявляет тот философский уровень, с которого только и следует подходить к вопросам истории, к обсуждению статусов пространства, времени, опыта и различения.  Книга читается, как детектив: последовательное детальное восстановление постановки предельных философских вопросов (где каждый вопрос – это целый драматический сюжет) Канта, Брентано, Бергсона, Гуссерля, Хайдеггера завершается великолепной развязкой – философской «ставкой» автора, его собственным вопросом и собственным ответом на вызов. Именно с философией такого уровня (не меньше!) есть желание и разбираться, и спорить. А тонкий светлый юмор Виктора Молчанова создает впечатление и предвкушение прекрасного Философского Пира.
Йоэль Регев,  доктор философии. Книга "Коинсидентология: малый  трактат о  методе" (М.: Транслит, 2015). Зельдович Александр Уникальный  текст  уникального  русскоязычного философа - первое  мощное   явление   в  русскоязычной философии, которое можно  причислить к  живой  тенденции спекулятивного  реализма.
Александр Эткинд, Кривое горе: Память о непогребенных / Александр Эткинд; авториз. пер. с англ. В. Макарова. — (М.: Новое литературное обозрение, 2016).  Зиник Зиновий Эта книга совершенно необходима для понимания подсознательной или намеренной мифологизации или фальсификации травматических событий российского прошлого
Михаил Ямпольский, историк и теоретик искусства и культуры, киновед и филолог. Монография "Муратова. Опыт киноантропологии". (СПб.: Сеанс, 2015).  Ковалевский Сергей Эта очень содержательная рефлексия над поэтикой "единственного философски мыслящего режиссера отечественного кинематографа последней трети XX века". Автор помогает раскрыть чувственный концептуализм Киры Муратовой и подключить его к широкой актуальной мыслительной повестке нашего времени. Фильмы режиссера, парадоксально сочетающего вибрирующую нежность и дистантный взгляд, смотрятся-читаются как увлекательные опыты человеческого становления. Книга - тот редкий случай, где искусство и философия находятся в артикулированном взаимодействии.
Михаил Ямпольский, историк и теоретик искусства и культуры, киновед и филолог.  Книга "Из хаоса (Драгомощенко: поэзия, фотография. философия)". (СПб.: Сеанс, 2015). Немцев Михаил Ямпольский внимательно следует за интуитивной логикой поэзии А. Т. Драгомощенко, дополняя и раскрывая его "тёмные" для непривычного читателя стихи, так что их чтение оборачивается длительным метафизическим упражнением по постижению мира каким он был был (и остаётся) без человека и человеческого взгляда, мира "самого по себе". В возможности увидеть мир вне антропоморфных ограничений, обедняющих каждого из нас, Ямпольский вслед за Драгомощенко возвращает  опыт говорения о том, о чём нельзя сказать, праопыт любой европейской метафизики (в отличие от онтологии). Таким образом, разграничение литературы (поэзии) и философии самоотменяется и исчезает, обе они оказываются методами перемещения себя во вне-человеческое, древнейшего и уже во многом забытого метода встречи с миром "без нас", то есть  с абсолютной реальностью, из которой заново рождается обитаемый нами мир. Если это не философия, то что философия - хотя поэзия Драгмощенко это не философия.
 Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн, Юрий Лейдерман, арт-группа “Инспекция Медицинская герменевтика”. Книга "Пустотный канон" (в 2-х томах) (М.: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2014) Осипов Виктор Московский концептуализм - одна из ключевых школ русского философского горизонта конца 20 - начала 21-го века. Возникнув как искусство и одновременно рефлексия искусства, московский концептуализм двигался и движется на соединении, на стыке философии, языка и искусства. Очень важен поэтому выход в свет первых двух томов "Пустотного канона" - сборника основных текстов группы "Медицинская герменевтика" . "Пустотный канон" - настоящее философическое сочинение, соединяющее в сложной переливающейся амальгаме художественные и философские тексты, записи бесед и дневниковые записи - свидетельства живой философско-эстетической рефлексии.
Александр Попов, доктор философии. Книга "Будущее шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей." (Ижевск: ERGO, 2014).  Притворова Александра Книга доктора философ. наук А.А. Попова, написанна живым литературным языком и отличается завидным жанровым своеобразием. В ней представлены размышления о таких важных для философии образования сюжетах как: метафизика - гуманитарная практика антропологического представления; поколение прорыва; гуманитарные карты новой страны (России); "усталость от свободы"; подготовка наследников и др. С другой стороны, общей канвой для их анализа стала история поколенческого проекта Школа Гуманитарного
 
Образования, реализации которого автор посвятил около полтора десятка лет. Включены в книгу и встречные взгляды на проект ШГО ряда её выпускников, за это время ставших известными специалистами и авторами. Сквозной сюжет повествования о "будущем, идущем своей дорогой", вовсе не во всем зависящем от наших
намерений, оставляет у читателя ощущение уверенности в ненапрасности наших усилий, столь редкое в наше время.
Анатолий Ахутин, культуролог, историк науки, кандидат химических наук. Книга "Европа - форум мира" (Киев: "Дух i Лiтера", 2014).  Ритупс Арнис В книге автору удалось философски осмыслить основания европейской культуры как форму общения времен и умов, которая тем самым предстает как возможность философской мысли и сознательной человеческой жизни
Алексей Юрчак, антрополог. Книга "Это было навсегда, пока не кончилось" (М.: Новое литературное обозрение, 2014) Сапрыкин Юрий Книга Юрчака — исследование позднесоветской эпохи через дневники, письма и свидетельства очевидцев, развивающая понятие вненаходимости как совокупности социальных практик, позволяющих одновременно участвовать в воспроизводстве господствущего идеологического дискурса и выстраивать автономные зоны, свободные от него и им не контролируемые.
Александр Павлов, кандидат юридическихх наук. Книга "Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа" (М.: Изд-во ВШЭ, 2015). Святенков Павел

 

Александр Павлов сумел сделать современную массовую культуру объектом философского осмысления. Как известно, исторически из философии возникло множество научных дисциплин. Поэтому современная наука вынуждена считаться с философией как со своей родоначальницей.
Современная культура возникла независимо от философии. Философия вынуждена осваивать современную культуру, не находя её оснований в себе самой. Именно этим неблагодарным делом и занимается Александр Павлов, когда пытается методами политической философии исследовать современное кино или даже мультипликацию. Его труд позволяет не только включить современную массовую культуру в философский контекст, но и популяризовать саму философию среди молодежи. Тем самым Александр Павлов делает возможным превращение самой философии в феномен современной культуры. Благодаря его труду на стыке двух столь разных дисциплин возникает синергетический эффект.
Конечно, Александр Павлов следует определенной западной традиции, среди основателей которой следует назвать Славоя Жижека. Но в России подобная попытка сделана Павловым одним из первых. Что заставляет признать его новатором и выдвинуть на премию Пятигорского. 

 

Алексей Пурин, поэт, эссеист, переводчик, редактор. "Почтовый голубь. Собрание стихотворений 1974/2014". (СПб: журнал "Звезда", 2015). Смирнов Игорь Книга А. Пурина продолжает на высоком уровне традицию русской филологической и философской поэзии
Елена Петровская, кандидат философских наук, антрополог, культуролог. Книга "Антифотография 2". (М.: Три квадрата, 2015).  Стародубцева Зинаида «Антифотография 2» полемизирует с влиятельным семиотическим подходом в поисках нового метода, где фотография лишь предлог для представления таких не столь очевидных вещей, как изначальная связанность людей, внеинституциональная общность, совместность. Образ через демос – так можно определить ключевой вопрос и основную тему этих текстов. Анализируя работы известных фотографов и обсуждая термины, сегодня широко используемые в гуманитарной сфере, пришедшие из сочинений философов (Б. Спиноза, Р. Барт, Ж. Делез, Э. Ильенков), Е. Петровская указывает на род общего чувства и коллективной памяти, анонимности, которые стоят за фотографией. Связь людей, разделяемый ими опыт, сила общих мест, которые невозможно присвоить – вот горизонт фотографии.  Книга, написанная под напором времени (массовые протестные митинги, в которых участвовал автор), может служить прологом для вопросов к будущему.  
Игорь Рябов, физик. Книга "Анатомия и физиология цивилизации" (Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015). Старостин Сергей Книга И.В. Рябова "Анатомия и физиология цивилизации" уникальна во многих отношениях. Автор, профессиональный физик, ищет ответы на фундаментальные вопросы философии и человеческого бытия, привлекая знания и методы науки, которыми он владеет на профессиональном уровне, а также, глубоко погружаясь в хорошо знакомую и близкую ему область искусства. Книга демонстрирует наиболее широкий, универсальный, мультидисциплинарный подход, который редко можно встретить в современной литературе и который дает возможность найти совершенно новые решения или максимально приблизиться к ответам на "вечные вопросы", тревожащие человечество с давних времен и до сих пор не получившие удовлетворительного толкования. Такого рода книг нет или
почти нет на современном книжном рынке. Написанная живым ясным языком, полная свежих оригинальных идей книга, без сомнения, внесет свой вклад в философию XXI века и с полным правом может быть выдвинута на соискание премии имени Александра Пятигорского за лучшее философическое сочинение.
Юрий Ершов, доктор физико-математических наук; Виталий Целищев, писатель, переводчик. Книга "Алгоритмы и вычислимость в человеческом познании" (Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2012).  Суровцев Валерий Эта книга - лучшее, что было написано или издано на русском языке по искусственному интеллекту. В книге проблемы искусственного интеллекта излагаются с точки зрения новейших достижений в философии логики и философии математики. Рассмотрен весь спектр проблем, касающийся ограничительных теорем Гёделя, Тьюринга, Тарского, Россера и др. Исследованы следствия слабого и сильного понимания искусственного интеллекта. Представлена замечательная авторская позиция. Она, может быть, спорна, но замечательна, в силу квалификации и убежденности авторов. В общем, книжка просто прекрасна.
Вадим Михайлин, филолог, литературовед, антрополог, культуролог и переводчик; Галина Беляева, искусствовед, иконолог. Цикл эссе "Очерки советской визуальности "   (2012-2015 г.г.) Фокина Тамара Цикл  эссе Вадима Михайлина и Галины Беляевой, посвященный анализу советской визуальности, предлагает свежий взгляд на  ряд важных компонентов отечественного культурного контекста. Эссе - не только фиксация научных результатов, но и талантливые литературные произведения. Это проявилось  в особом целостном стиле авторского мышления, по-хорошему провокативного и основанного на четко обозначенной антропологической позиции. Это обеспечило  текстам пристальное внимание многочисленных читателей.
 Цикл эссе  содержит не  только результаты, но и весьма любопытные перспективы для отечественной философической и, шире, гуманитарной мысли в понимании  особенностей  советской визуальности Часть эссе была собрана в две небольшие книжки.
Александр Филиппов, социолог, переводчик, редактор. Книга "Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы" (в 2-х томах). (СПб.: Владимир Даль, 2014-2015) Чечель Ирина Двухтомник Александра Филиппова Sociologia - работа, появление которой трудно переоценить. Это фундаментальный труд поистине мирового уровня. Результат двадцатипятилетнего творчества одного из самых одаренных и профессиональных социологов России. Свободно переходя от темы к теме, от одного проблемного поля к другому, Филиппов создаёт по-своему уникальный калейдоскоп из категорий, концепций современной философии, социологии и истории, поставленных на службу исследованию целой жизни - исследованию феномена власти. Филиппов не является эпигоном ни одной из концепций, наоборот, он претворяет суждение о каждой из них в свободный и требовательный разговор "равных". И власть уже перестаёт быть объектом исследовательского интереса, будучи обращённой в поле интереса антропологического - рассуждение о власти, не являющейся абстракцией. Ему удаётся показать, что мысль о власти, идея власти - не тривиальная инженерия, не рациональный замах на господство, не что-то заранее данное, состоявшееся и статичное. Нет, в этой книге власть - всегда предстоящее, и предстоящее любому лично. Но ещё и интеллектуальная проблема, философское решение и, в данном случае, предмет философской самоотдачи пишущего. Мне представляется абсолютно уникальным моментом то, что социология Филиппова - всегда философия, причём философия сущего, взятого в разнообразных срезах. Это всегда та или иная экзистенциальная - даже скорее не философская, а философическая, как у Чаадаева - позиция. Всегда взятая планка мысли. Не могу сказать, что эту книгу так уж легко читать. К ней нужно пробиваться как ко всякой поистине философской прозе, задача которой - требовать понимания, а не получать его... Перед нами - нечто подобное определению культуры Мерабом Мамардашвили. "Культура - это форма, в которой сознательно творится сложность". Александр Филиппов "сознательно творит сложность", но с таким доверием читателю, с таким мужеством одинокого (совсем по А.М. Пятигорскому) философствования, что проза его такова, что в ней действительно не присутствует ни единого лишнего слова, и это - точное попадание в то представление о читателе, внутри которого доверие автора - часть его опыта мысли, встроенной в концепцию понимания РЕАЛЬНОСТИ мысли, которую существенно необходимо заслужить. Пожалуй, это все, что мне хотелось бы сказать относительно представляемого мной на Премию труда.
Александр Иличевский, писатель, поэт. Книга эссе "Справа налево" (Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2015. (Уроки чтения). Шубина Елена В книге эссе  «Справа налево»  Александр Иличевский не связан условностями жанра. В ней счастливо сочетаются и физика, и лирика,  и философия жизни.  Автор  свободно переходит от путевых заметок и пейзажных зарисовок к философской и филологической рефлексии, от библейских сюжетов к Велимиру Хлебникову и проблемам современной физики.    Как заметил критик Николай Александров, «в наше  время, когда в дефиците ясность, у Иличевского дисциплина ума и души чувствуется во всем». Например вот так он говорит  о  писательском деле: « В нем есть отчетливая сакральность. И дело не в серьезности подхода или посвященности. Например, Хармс — несерьезный и даже веселый писатель — отождествлял себя в дневниках с пророком Даниилом» Или  о феномене немецкого послевоенного покаяния: «Для того чтобы представить, насколько немыслим этот вариант в России, давайте вслух произнесем: с школы и института каждый гражданин РФ должен впитать, что на территории СССР практически весь ХХ век существовал преступный режим,  и те, кто оправдывает существование и деятельность ГУЛАГа и НКВД -— подлежат преследованию закона. Фантастично звучит, да? Прям-таки немыслимо
Сергей Хоружий, физик, философ, богослов, переводчик. "Улисс" в русском зеркале" (М.: Азбука, 2015).  Щербинина Анна За выдающуюся работу автора по обдумыванию и комментированию прозы Джойса.

 

Длинный список первого сезона можно посмотреть здесь

Длинный список второго сезона можно посмотреть здесь

 

© 2013 Литературная Премия имени Александра Пятигорского
При поддержке студии Олега Потапова